I. Информация об организации обучения детей основам безопасного поведения на дорогах в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Центр развития ребенка – детский сад №6» проводит большую работу, направленную на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
С целью повышения качества работы по профилактике ДДТТ, сохранения жизни и здоровья детей, создания необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасности дорожного движения, обучения детей основам безопасности, в МАДОУ разработаны и реализуются:
- план работы по профилактике ДДТТ на 2022-23 учебный год (утвержден заведующей Чукаевой Г.М., приказ № 398/1 от 31.08.2022г.);
- дополнительная общеобразовательная (дополнительная общеразвивающая программа) «Светофорик»
Приказом заведующей Чукаевой Г.М. «Об организации работы и назначении ответственного по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма № 362 от 31.08.2022г., ответственным за работу по профилактике ДДТТ в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6», назначена Иртуганова О.В., старший воспитатель.
Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах в МАДОУ № 6 осуществляется в соответствии с общеобразовательной программой МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6», составленную с учетом основных положений комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.
Основу образовательного модуля программы «Безопасность» составляют следующие программы и технологии: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» / Н.Н Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина: «Безопаснсть на улицах и дорогах»: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста, Т.Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ПДД», Е.Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду», методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности / Авт.-сост. М.Р. Максиняева, Т.Ю. Филиппова, С.В. Обоева и др.
Для каждой возрастной группы определены цели и задачи по обучению безопасности, разработаны перспективные планы работы на 2022-23 учебный год, план досугов и развлечений (утверждены приказом № 398 от 31.08.2022г).
Периодичность непосредственно организованной образовательной деятельности по обучению детей ПДД в группах составляет 1-2 раза в месяц (общее количество в год – 15); развлечения и досуги по ПДД (сентябрь, декабрь, апрель, май, июнь, июль, август – 12). С детьми ежедневно проводятся «Минутки безопасности». Цель проведения «Минутки»: повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления по вопросам безопасности.
Особенности организации образовательного процесса по профилактике ДДТТ и обучения детей ПДД.
При организации работы педагоги учитывают и применяют:
- возрастные и психологические особенности дошкольников, факторы, влияющие на психофизическое состояние ребенка на дороге;
- методы и приемы работы, используемые на занятиях по ПДД, их специфику, факторы, влияющие на результативность занятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- учебные, наглядные и методические пособия, инновационные педагогические технологии;
- особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток.
При организации работы по безопасности дорожного движения используются игровые, теоретически-практические и тренировочные формы проведения занятий.
В работе с детьми используются педагогические технологии:
- игровая технология;
- технология проблемного обучения;
- технология проектной деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Значительное место в формировании культуры безопасного поведения детей на дорогах, уделяется игровым технологиям, позволяющим организовать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению ПДД.
В работе с детьми используются следующие игры:
- сюжетно-ролевые игры, где детьми разыгрываются различные проблемные ситуации: «Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Переходим дорогу» и др., в которых отрабатываются практические навыки и умения; педагоги вместе с детьми придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой помощи, опрос инспектором и др.);
- дидактические игры, направленные на получение и закреплений знаний;
- игры с макетами;
- подвижные игры в помещении и на воздухе и др.
При организации работы по профилактике ДДТТ и ПДД активно используются информационно-коммуникационные технологии, что позволяет сделать работу более интересной и динамичной.
Учет эффективности работы осуществляется посредством проведения мониторинга (диагностики): диагностика на начало учебного года (сентябрь), на конец учебного года (май), промежуточная диагностика и журнал индивидуальной работы с воспитанниками.
При проведении диагностики учитываются критерии:
- для детей 3-4 лет: умение различать и называть грузовой и легковой транспорт; знание частей автомобиля; первоначальные представления о назначении и работе светофора; элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре; знания о том, кого перевозит автобус, где он останавливается.
- для детей 4-5 лет: знание видов транспорта; о светофорах (транспортном, пешеходном), знания о работе водителя; умение объяснять, как правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре; о пассажирском транспорте, о том, что разные машины имеют разное предназначение;
- для детей 5-6 лет: знание машин специального назначения; знание правил поведения в общественном транспорте; знание правил поведения пешеходов; умение объяснять, что такое улица, переход, проезжая часть, одностороннее/двухстороннее движение; знание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!»; знания о правилах ПДД для пешеходов и пассажиров;
- для детей 6-7 лет: знания о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора; о перекрестке, «зебре», видах переходов (наземный, надземный, подземный); знание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!», «Велосипедное движение».
II. Условия для организации работы по профилактике ДДТТ и обучения детей ПДД.
2.1.В МАДОУ функционирует кабинет ОБЖ и ПДД, в котором подобран материал по обучению детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и в транспорте. Его содержание составляет: переносные макеты «Улица города», «Перекресток» с дорожной разметкой и светофором, игровой материал «Виды транспорта», кукла-инспектор ГИБДД, интерактивные игры по обучению детей правилам дорожного движения («Светофор», «Тесn для детей 5-7 лет», «Волшебные знаки», «ПДД для малышей» и др.), плакаты, иллюстрации, творческие работы детей по ПДД и т.д.
В кабинете ОБЖ и ПДД организуется как образовательная деятельность (согласно расписания), так и совместная деятельность.
Для организации эффективной работы по формированию навыков безопасного поведения в ДОО созданы условия, соответствующие современным требованиям. В методическом кабинете подобрана и систематизирована литература по данному направлению для детей, педагогов и родителей (методическая, детская художественная литература, периодические издания, медиотека).
Развивающая предметно-пространственная среда образовательной организации, групп используется в работе с детьми по обучению основам безопасного поведения на дорогах.
В холле ДОО размещены информационные стенды «Безопасность», «Уголок безопасности дорожного движения», «Для Вас, родители», которые содержат актуальную информацию: правила безопасности «Уроки Светофора», план-схема безопасного маршрута воспитанников, памятки для родителей, консультации соответствующей тематики и др. Информация, содержащая материалы по профилактике ДДТТ и обучению детей правилам дорожного движения обновляется ежемесячно. В МАДОУ организован выпуск журналов для детей и родителей «Островок безопасности» (1 раз в квартал).
В каждой возрастной группе оборудован «Уголок ПДД». Содержание уголков:
модели «Улица города», «Перекресток», наборы дорожных знаков, серии сюжетных картинок (проблемные ситуации), модель светофора, регулировщик, атрибуты для подвижных игр, дидактические игры, плакаты по правилам дорожного движения, светоотражающие жилеты и наклейки, используются в образовательной, совместной с педагогом деятельности и самостоятельной деятельности детей.
На территории образовательной организации имеется дорожная разметка асфальтового покрытия (пешеходный переход, поворот дороги, перекресток и т.п.).
Для организации деятельности детей на дорожной разметке используется выносной материал (светофор, напольные дорожные знаки, машины, коляски, велосипеды, самокаты и др.). Разметка используется в образовательной деятельности и самостоятельной игровой деятельности детей.
III. Информация о проведенных мероприятиях за 2021-2022 учебный год
В 2021-22 учебном году с воспитанниками МАДОУ № 6 проведены следующие мероприятия: развлечение «Дорожные знаки» познавательно-игровая программа «Дорожный букварь» (подготовительные к школе группы); НОД по рисованию «Светофор» (младший возраст); познавательная викторина «Это каждый должен знать!» (старший возраст); «Минутки безопасности» (ежедневно); целевые экскурсии детьми старших и подготовительных к школе групп к светофору, к перекрестку, в остановке (1 раз в два месяца); игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные) – еженедельно; беседы и игры-тренинги по ПДД – постоянно в течение года.
В 2021-22 учебном году воспитанники детского сада приняли участие в конкурсах по ПДД:
- V Всероссийский конкурс рисунков по ПДД «Россияне с рождения за безопасность движения!» (Благотворительный фонд поддержки детей пострадавших в ДТП имени «Наташи Едыкиной»;
- Вероссийский творческий конкурс «Правила дорожного движения глазами детей»; - конкурс рисунков «ПДД знай - по дороге не гуляй»;
- онлайн-викторина для детей дошкольного возраста «ПДД «Светофор» (https://kssovushka.ru/viktoriny/ );
- Всероссийская викторина «Правила Дорожного Движения» (http://www.portalpedagoga.ru портал педагога) и др.
В 2021-22 учебном году родители воспитанников МАДОУ приняли участие во Всероссийском родительском собрании «Безопасное детство: как дорогу сделать безопасной для детей» (сентябрь, 2021г.).
В ДОО проведены родительские собрания «Азбука безопасности» (в форме досуговой игры) - сентябрь, «Растим детей здоровыми» (рассматривался вопрос «Все, что нужно знать о безопасной перевозке детей» - декабрь).
Ссылки на внешние ресурсы
Онлайн-лекторий «Детям о ДТП» Спикер – главный научный сотрудник Центрального научно-исследовательского институту организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Леонид Дежурный
Всероссийское открытое родительское собрание «Безопасность детей на дорогах» Спикеры: заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал- майор полиции Олег Понарьин, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Костыряченко, директор Академии интеллектуальных транспортных систем в автомобильно-дорожном комплексе Российского университета транспорта Султан Жанказиев, заместитель генерального директора Центра испытаний «НАМИ» Денис Загарин
Онлайн-программа Минпросвещения России для педагогических работников «Образовательная среда» Спикеры: директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Наталья Агре, заместитель начальника отдела пропаганды БДД ГУОБДД МВД России Сергей Хранцкевич, директор Института психологии Калужского государственного университета Татьяна Белинская, педагог дополнительного образования Воронежской области Людмила Соколова и сотрудник зонального центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Виктория Ларина
На нашем сайте используются файлы cookie и другие технологии, которые позволяют нам и нашим партнерам идентифицировать вас, а также изучать, как вы используете веб-сайт. Нажимая СОГЛАСЕН или продолжая использовать сайт, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Более подробная информация: Условия использования cookie-файлов.СОГЛАСЕН